РУССКИЙ СТИЛЬ ОТ МХПИ
на XXV Российском Антикварном Салоне
В рамках нового проекта МХПИ по поддержанию русского стиля, сохранения памяти о минувших днях Серебряного века и, главное, надеждой на восполнение и преумножение национального достояния, Московский художественно-промышленный институт, формируя образы будущего, нацеливаясь на позитивную перспективу в настоящем, предпринял акцию – ротапринтное воспроизведение издания «Талашкино. Изделия мастерских кн. М. Кл. Тенишевой -Спб.: Издание Содружества», 1905. /Товарищество Р.Голике и А. Вильборг.
Николай Рерих, из очерка о Талашкине
В Талашкине неожиданно переплелись широкая хозяйственность с произволом художества: усадебный дом — с узорчатыми теремками; старописный устав — с последними речами Запада. Многое непримиримо. И в непримиримости этой особый пульс, который выявляет нашу многогранную странную жизнь.
Этот пульс во всех силах Талашкина. Особый уклад получает и сельскохозяйственная школа, и художественная мастерская. В учениках и молодых мастерах пробуждается пытливый взгляд. На окрестное население, всегда близкое художественному движению Талашкина, ложится вечная печать вечного смысла жизни. Тысячи окрестных работниц и работников идут к Талашкину — для целой округи значение огромное; так протянулась бесконечная паутина лучшего заживления.
У священного очага, вдали от городской заразы, вновь творит народ обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы.
В молодёжи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку: и без неё верится празднику, когда кругом открывается столько истинно-занятного, столько уносящего от будней.
Сам Микула достаёт из земли красоту жизни.
Запечатлеется красота в укладе деревни и передастся многим поколениям. Опять все мелочи делания может покрыть сознание чистого и хорошего. Опять может открыться многое за всякою тяготою.
Ведь это нам нужно. От большой жизни искусства, от новейших и сильных кружков до захолустья деревни — везде нужна почва желанья и стремленья. А препятствий без числа. Мечты о ясном подходе к явлениям жизни, рождённые тайнами природы, — бессознательно, как природа, красивы и бездонно велики смыслом красоты. Чтобы увидеть, надо омыть глаза чистым искусством, без учений, без границ и условного.
Увидевший не вернётся более к обыденному.
Николай Рерих
(Талашкино. — СПб., Содружество, 1905)
Сборник предназначен не для продажи, а как пособие для любителей Русского Модерна и будет раздаваться студентами МХПИ всем ценителям Русской культуры под занавес антикварного салона на Крымском валу — как символического напоминания о ценности, незабвенности по крупицам собранного наследия прошлого.
Наш партнер: Антикварный салон «Русский проект»
http://www.expopark.ru/RU/Antiquarian_interior.shtml?id=9&larguash=RU